Живописное завещание Аполлинария Васнецова
Философский пейзаж «Шум старого парка»
как итог творческой жизни художника
Итог своей жизни Аполлинарий Васнецов подвел не традиционным для его творчества историческим пейзажем старой Москвы, а философским. «Шум старого парка» 70-летний художник создал после смерти старшего брата Виктора Михайловича — знаменитого автора «Богатырей» и «Аленушки». Эта картина стала последней большой картиной младшего Васнецова.

«Шум старого парка» искусствоведы называют «живописным завещанием» Аполлинария Васнецова.

Главный герой этой картины — седовласый старик, возможно, сам художник, который сидит на каменной скамье, склонив голову на руку. Он размышляет, вспоминая усадебную жизнь, например, Абрамцево — усадьбу мецената Саввы Ивановича Мамонтова, один из центров русской художественной культуры.

Ветер сгибает кроны деревьев и гнет к земле траву, темная вода пруда покрывается рябью. На верхушках деревьев — последние лучи солнца. Наступают сумерки. И во всем — грусть уходящей жизни.


«Шум старого парка» — это еще и собирательный образ русской усадьбы.

Здесь все наполнено символами: разбитая ваза, снятый лавровый венок победителя руке античного поэта, роза — символ быстротечности жизни, которая, как и этот цветок, быстро распускается и увядает.


Изначально Васнецов хотел назвать эту картину «Все в прошлом»: постепенно уходила и его жизнь, и дворянская усадебная культура. Но с таким названием произведение не пропустили на персональную выставку художника в Румянцевском музее: страна строила светлое будущее. Пришлось изменить название.

Так в 1929 году посетители выставки познакомились с картиной «Шум старого парка».
И с тех пор за ней закрепилось двойное название.

Говоря о «Шуме старого парка», можно вспомнить еще одну работу Аполлинария Васнецова — картину «Элегия». Именно в этой картине художник впервые размышлял на тему быстротечности жизни, которую позднее воплотил в «Шуме старого парка». «Элегия» написана гораздо раньше, в 1893 году.

В Крыму на мысе Плака Аполлинарий Васнецов провел ночь на развалинах старинного кладбища, под плеск моря и шум кипарисов. На мастера повлияла и работа швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина «Остров мёртвых».
Made on
Tilda